Семен Петрович был опасным человеком. Даже страшным. Он работал в скорой помощи вот уже почти двадцать пять лет и видел смерть во всех ее проявлениях, во всех обличиях, ракурсах и позах. В самом широком диапазоне представлений — от бессмысленной и откровенно нелепой до комичной или же парализующее жуткой.
Он видел, как люди умирают на руках, и как их вытаскивали с того света, и знал, что второе не всегда лучше первого. Семен Петрович видел, как пышущие здоровьем умирали от ссадины, и как чуть теплые доходяги зализывали травмы, казалось бы, не совместимые с жизнью. Потому Семен Петрович был крайне осторожен с прогнозами и всегда помнил, что все в конечном итоге решает случай. При этом он не забывал, что сталь ломает кость в девяносто девяти из ста. Потому он не надеялся на случай, но всегда его ожидал, чтобы не упустить. Казалось, подобный навык помог бы ему стать крупным бизнесменом или умелым преступником, обогатиться и заиметь уважение среди людей, но Семен Петрович был чужд алчности и, что еще хуже, сторонился всякой власти. А к той, что досталась ему по выслуге лет, обращался трепетно, лишь по служебной необходимости.
Как будто этого мало, так ко всему прочему, Семен Петрович был всесторонне образован, начитан и эрудирован. А потому он хорошо и даже слишком хорошо знал людей. Он их понимал и даже, думать отвратительно, принимал их как есть. Это, конечно, не значило, что он их всех любил отеческой или братской любовью — все таки абсолютных негодяев, к счастью, не существует. Он не одобрял образ жизни и поведения большей части себе подобных, но это не мешало ему не иметь гнева и презрения к ним, потому как он хорошо знал, что на все свои причины, и никакое добро и зло не творится из пустоты. А также, что одно от другого отличить бывает сложно, а зачастую это и вовсе одно и то же. Из этого опасного знания вытекали соответствующие бессовестные привычки поведения. От упоминания лишь некоторых подкатывает к горлу ком: никогда не делать поспешных выводов; никогда безосновательно не верить слухам; не подчинятся народным авторитетам; с подозрением относится к не в меру учтивым людям с безупречной репутацией; избегать людей, у которых полно друзей и полезных знакомств.
Естественно, он никогда не верил политикам и вообще любым общественным деятелям, потому как знал, что всех их заботят лишь собственное благополучие. Потому что это естественно — заботится о себе — так нас создала природа. В то же время он помнил о том, что кость ломает железо один раз из ста. Потому он знал точно, что есть люди хорошие, ответственные и честные… но только до поры и до времени. Также Семен имел редкую и невыносимую способность — точно определять границы человеческой доброты и порядочности. Соответственно, не имел обиды, если его предавали. Гаже, что сам старался не обижать людей. Не из природной доброты или покладистости, а просто ради собственного душевного спокойствия. Часто досадовал и подолгу испытывал стыд, если приходилось осадить грубияна, невежду или хулигана. И делал он это только все из тех же пресловутых прагматических соображений. Семен Петрович знал, что дать спуск подлецу — все равно что похвалить его за совершенное зло. А потому ругаться или отчитывать было неприятным и грязным делом, но необходимым. Также тяжесть подобного социального акта усугублялось тем фактом, что Семен Петрович побаивался людей. Опять же потому, что слишком хорошо их знал. Он знал, что с людьми нужно себя вести осторожно. Не менее осторожно, чем с дикими собаками — выглядеть большим и сильным, не давать заходить с тыла и вообще желательно держать на почтительном расстоянии от себя. Потому социальные взаимоотношения серьезно изматывали Семена Петровича, но он относился к этому как к неизбежному неудобству. И в своей гнусной манере старался не озлобляться на социум и не закрываться от него. И хоть за частую ему было скучно и даже неприятно общаться с людьми, он помнил, что у каждого можно чему-то поучится — если не полезному, то по крайней мере тому, чего делать не следует. Ведь знание не может быть нужным и ненужным, а информация плохой или хорошей — на все свое время и место. Исходя из этого принципа, Семен Петрович старался впитывать все что видел и слышал, впрочем, подвергая серьезной фильтрации. Многие знания не являются источником многих печалей, если относится к ним объективно и принимать реальность просто, как есть. В таком случае многие знания служили щитом от многих печалей, которые вне всякого сомнения поджидают тех, кто этого знания не имеет. Но и тут он помнил, что кость ломает железо. И никакое знание и предосторожность не может тебя спасти в конце концов. Все что ты можешь — лишь увеличивать череду побед, коих может быть сколь угодно много, но поражение случается лишь раз и настигает в конечном итоге любого. Эта мысль делала Семена Петровича в меру равнодушным к делам мирским, к удачам и неудачам соответственно. А с тем пришла умеренность и в остальном.
Сильнее, выше, быстрее — лозунг, свойственный так или иначе всем людям, виделся Семену скучным и бессмысленным. Но это, на удивление, не сделало его ленивым или апатичным. Зато, как бы это гадко не звучало, трезвомыслящим и объективным.
Он четко понимал, что человек живет для себя. И кто бы чего ни говорил считал, что эту истину важно понимать каждому. Такое знание сделало его до тошноты спокойным и ясным. Дальше хуже. Он не обижался на неблагодарность или даже подлость. К счастью, это не значит, что он стал податливым и покорным, или хоть бы даже смиренным. Нет. Он с сожалением осознавал и принимал мысль о том, что в жизни за свое нужно бороться и учиться его отстаивать. Другое дело, что душевное спокойствие и ясность, не затуманенного обидами, местью и прочими дрязгами разума, помогала ему видеть те немногие вещи, которые действительно необходимо отстаивать и которые стоят того. Свобода воли, личная суверенность и безопасность жизни и здоровья. В своих нелепых суждениях Семен Петрович считал, что этого вполне достаточно для счастья.
Сообразуясь с подобным ходом собственной мысли, Семен Петрович в конце концов потерял вначале друзей, потом уважение коллег и, как следствие, работу. Хуже всего и одновременно горше — психическое расстройство его зашло так далеко, что он даже не считал, что пал на самое дно и не переживал, и не пытался бороться или анализировать свое поведение. Семен Петрович жил еще долго, но можно ли назвать это жизнью? Потеряв статус ответственного налогоплательщика и добросовестного потребителя, он, в сущности, перестал быть гражданином, а значит быть частью единого общества.
Он и сам стал почти призраком. Потому как не осталось в нем естественных и здоровых наклонностей. Не притягивали его более деньги и сопутствующая им статусность. Дух соперничества пропал на корню, и не стало воли и желания покрасоваться. Не хотелось ему жизни лучшей, не хотелось иметь большего, чем есть. Все яркие эмоции, делающие нас живыми и наполняющие мотивацией, ушли навсегда. Впрочем таков удел всех, кто пытается идти против системы. Ведь система потому и существует, потому и работает, что естественна и сама собой разумеется.
Конечно, Семен Петрович выдуманный персонаж — лишь собирательный образ, образованный из мелких и не очень пороков современного человека. Такого отъявленного дезертира духа, к счастью, не часто встретишь на улицах вашего города, тем не менее статистика показывает — таких становится все больше. Потому комитет просвещения считает необходимым, чтобы каждый гражданин проверял себя и своих близких на предмет нездорового мышления.
Конечно, всякий современный и прогрессивный человек, читающий эти строки, может лишь снисходительно улыбнуться, столкнувшись с подобной маргинальной логикой в повседневной жизни. Но не обманывайтесь, Семен Петрович и подобные ему не просто ветреные мечтатели, а опасные для общества диссиденты. Для них не существует авторитетов и общепризнанных ценностей, для них не существует общества в целом. Нет уважения к чину, нет субординации, нет патриотизма и отсутствуют стремления к благополучии нации. Из-за таких как они не развивается экономика, не строятся дороги и больницы. В болоте подобных убеждений зарождаться первые ростки анархии и хаоса. Неизменно результат всегда один — сепаратизм, гражданские войны, голод, эпидемии, распятые мальчики…кровь, кровь… и говно. О! Как хорошо, что таких людей не много на свете! Но ты, читатель, будь бдителен. Не дай заманить себя в сети извращенным мышлением и встать на путь, который ведет в никуда. Знаешь такого как Семен Петрович? Звони в полицию (отдел по борьбе с инакомыслием). Выполни гражданский долг!